Наверх

Шелкография, трафаретная печать

Типография «Print For You»

(499) 153-16-43
(499) 153-16-43
Оформление заказа   Обратная связь   Гостевая книга   Карта сайта

История технологии печати шелкографией

История шелкографии

Шелкография – самый древний и практичный метод нанесения изображения, история которого относится к далеким векам до нашей эры. Согласно исторических сведений, шелкография зародилась недалеко от Средиземного моря, между Месопотамией и Финикией.

 

Многие сведения указывают на то, что хранителями шелкографии, которая тогда рассматривалась как искусство, были финикийцы. Археологические и исторические исследования показывают, что финикийцы научились воспроизводить рисунки на ткани с помощью способа, который не имеет ничего общего с современными технологиями трафаретной печати, но представляет рождение множительной системы печати, системы повторения изображения.

Рождение шелкографии нужно рассматривать не как рождение искусства, происходящего от печатания по тканям, а как рождение технологии, базирующейся на повторении относительно простых рисунков с помощью особых матриц – штампов, на которые тампонами, изготовленными из различных тканей, наносилась краска.

Значительное улучшение трафаретного метода печати произошло 18 столетий спустя, примерно в 1185-1333 годах, около города Камакура, остров Нипон, бывшего тогда столицей Японии. В этом городе тогда процветали все виды искусства, включая и искусство печати. Декорировались доспехи самураев и украшения для коней как трафаретным методом, так и с помощью новой технологии печати: изображение вырезалось и наклеивалось на своего рода сетку, состоящую из нитей, сделанных из человеческих волос, натянутых на деревянную рамку. Таким способом изображение удерживалось вместе, а тонкие волосы становились незаметным, когда смоченный пигментом тампон прижимался к декорируемой поверхности.

В Европе в средние века данный метод печати получил широкое распространение, прежде всего, в Англии и Франции, где примерно в 1750 году Жанн Папильон начал выпускать обои методом, названным Pochoir.

В ХVIII веке шелкография распространяется во многих странах. В США, например, с помощью этого метода декорировали мебель, стены, ткани, изделия из металла. Большой шаг вперед произошел в 1907 году, когда был запатентован процесс трафаретной печати через шелковую ткань резиновым ракелем, под названием Silk Screen Printing – печать шелком. Отсюда и берет свое название шелкография.

Трафаретная печать, создание отпечатков на какой-либо поверхности через трафарет, является одним из старейших способов размножения изображений: нет ничего проще, чем вырезать такой трафарет на любой тонкой и плоской пластинке, чтобы затем продавливать через него краску.

По свидетельствам исследователей, около тысячи лет назад в Европе уже пользовались шаблонами или трафаретами. Так, «для остготского короля Теодориха Великого, – говорит М.И. Щелкунов, – был изготовлен шаблон, на котором прорезаны буквы THEOD, при помощи которого он печатал свое имя. При прорисовке заглавных декоративных букв в рукописях на пергаменте также использовались шаблоны.

Естественно, за прошедшие века трафаретная печать существенно изменилась. Она сохраняет за собой определенные сегменты рынка полиграфии и остается полноправным способом, применяющимся в типографском производстве целого ряда изделий.

Первым материалом, который стал использоваться для изготовления трафаретной сетки, стал шелк. На деревянную раму сначала натягивалась шелковая ткань, а затем ручным или фотомеханическим способом наносилось изображение в виде трафарета. Отсюда и название этого способа печати – шелкотрафарет, шелкотрафаретная печать, трафаретная печать или шелкография (в английском языке – Silk-Screen Printing). Немцы назвали этот способ Siebdruck (Sieb – сито, решето, Druck – печать), потому что впоследствии вместо шелка стали применяться металлические, а в современной шелкографии, трафаретной печати и полимерные сетки. И еще одно название трафаретной печати, имеющее греческое происхождение, – сериграфия.

Самое элементарное оборудование, необходимое для изготовления трафаретных оттисков – это трафаретная рама, например, металлическая или деревянная, на которую натягивается сетка, а также ракель – эластичный резиновый или полимерный нож, которым распределяют печатную краску по поверхности трафарета-шаблона и продавливают ее через открытые участки этого шаблона. Из расходных материалов необходимы печатные краски, материал для изготовления шаблона и материал для трафаретной сетки.

Современный уровень техники позволил на основе трафаретной рамы создать трафаретные плоские машины, в том числе больших форматов, до 120x180 см и более. Механизация и современная автоматика и позволяют печатать высококачественную полиграфическую продукцию на любых основах, что недоступно для других видов печати.

В чем же причины живучести этого самого древнего способа печати? Во-первых, такого толстого слоя печатной краски на оттиске не может обеспечить ни один из других способов печати, и яркость цветных элементов у шелкографии также наивысшая. Во-вторых, большеформатная печать – также важное преимущество трафаретной печати, на размеры сеток нет жестких естественных ограничений. В-третьих, шелкография - это печать практически на любой поверхности. Трафаретным способом можно печатать на пластике, стекле, коже, ткани, керамики, изготавливать печатные платы, микросхемы, наносить изображение на самые разные материалы и практически на любые поверхности. Также одно из немаловажных преимуществ трафаретной печати – экономичность производства.

 

© 2004-2017, типография «Print For You»
шелкография печать и нанесение, трафаретная печать
Москва, (499) 153-16-43, info@print4u.ru