История трафаретной печати или шелкографии насчитывает тысячелетия. Основой древней печати были шаблоны, представляющие собой вырезные трафареты. Одним из доказательств существования древней техники являются найденные в пещерах французских Пиренеев изображения, выполненные вручную с помощью вырезных трафаретов, через которые на камни наносились рисунки посредством выдувания краски через трубочки.
Шелкография – самый древний и практичный метод нанесения изображения, история шелкографии начинается с далеких веков до нашей эры. Вопреки предположениям, что техника трафаретной печати зародилась на Востоке, в частности, в Китае и Корее, где за много тысячелетий до н.э. впервые начали производить шелк, есть основания полагать, что трафаретная печать зародилась на территории современного Ливана.
Археологические и исторические находки показали, что финикийцы или близкий им народ нашли способ нанесения краски на ткань при помощи технологий, похожих на современную трафаретную печать.
Многие сведения по истории технологии трафаретной печати и шелкографии указывают на то, что хранителями шелкографии, которая тогда рассматривалась как искусство, были финикийцы. Археологические и исторические исследования показывают, что финикийцы научились воспроизводить рисунки на ткани с помощью способа, который не имеет ничего общего с современными технологиями трафаретной печати, но представляет рождение множительной системы печати, системы повторения изображения.
Рождение шелкографии нужно рассматривать не как рождение искусства, происходящего от печатания по тканям, а как рождение технологии, базирующейся на повторении относительно простых рисунков с помощью особых матриц – штампов, на которые тампонами, изготовленными из различных тканей, наносилась краска.
Похожий способ печати на ткани использовался и в древнем Китае в эпоху расцвета производства натурального шелка. Печатная форма изготавливалась из шелковых волокон, откуда и пришло название «шелкография». Еще в V веке н.э. с помощью трафаретов китайские умельцы украшали фасады домов, наносили рисунок на текстиль, раскрашивали веера, тиражировали императорские указы.
Значительное улучшение трафаретного метода печати произошло 18 столетий спустя, примерно в 1185–1333 годах, около города Камакура, остров Нипон, бывшего тогда столицей Японии. В этом городе тогда процветали все виды искусства, включая и искусство печати. Декорировались доспехи самураев и украшения для коней как трафаретным методом, так и с помощью новой технологии печати: изображение вырезалось и наклеивалось на своего рода сетку, состоящую из нитей, сделанных из человеческих волос, натянутых на деревянную рамку. Таким способом изображение удерживалось вместе, а тонкие волосы становились незаметным, когда смоченный пигментом тампон прижимался к декорируемой поверхности.
Дальше развитие техники трафаретной печати перекочевало с Востока в Индию, из которой во времена завоевания англичанами шелкография попала в Европу. В XVI-XVIII веках трафаретная печать плотно обосновалась в Западной Европе, где Жан Папиллон в 1750 году начал выпускать обои с трафаретным рисунком. Также этот метод, названный Pochoir, применялся для декорирования мебели, стен, тканей и металлических изделий.
В ХVIII веке шелкография распространяется во многих странах. В США, например, с помощью этого метода декорировали мебель, стены, ткани, изделия из металла.
До наших дней форма трафаретной печати дошла в виде фрагментов ткани, на которые рисунок наносили смолой. Затем на такие формы с помощью тампона или кисти наносилась краска через свободные места на запечатываемую поверхность. В первой половине XIX века во Франции в качестве основы трафаретной формы печати начали применять специальная ткань в виде сита, сотканная из шелка.
В 1907 году процесс трафаретной печати через шелковую ткань был запатентован под названием Silk Screen Printing. Первым патент на способ изготовления трафаретных печатных форм получил Самуэль Саймон из Манчестера. Он применил для этого наполнитель, который наносил на сетчатую основу трафаретной формы, формируя пробелы и печатающие элементы, осуществляя печать с помощью резинового валика, который впоследствии был заменен ракелем. Таким образом, краска наносилась более равномерно. В 20-е годы XX века в США технология трафаретной печати получила массовое распространение. Рост промышленности привел к необходимости наносить рисунок и текст на объемную поверхность. И в 30-е годы прошлого столетия началось применение машин для печати на стеклянных изделиях, в частности, для декорирования бутылок «Coca-Cola».
К середине XX века трафаретная печать широко использовалась при изготовлении сувенирной и рекламной продукции. Изменился и материал, из которого изготавливалась сетчатая основа. Шелк сменили на синтетическую ткань из моноволокон, а позже - сплетенные из полиэфирных волокон, металлизированные и металлические.
В 1955 году была организована фирма Risograph. Начался новый этап истории развития оперативной полиграфии, основой стала трафаретная ротационная печать, которая впоследствии была интегрирована с информационными технологиями. И если в начале ризограф был просто печатным аппаратом, то более поздние модели стали практически высокоскоростными сетевыми принтерами для компьютеров. Они имеют встроенный интерфейс, позволяют мультиплицировать изображение, тубы с краской оборудованы чипами для проверки ее качества.
Огромный вклад печать шелкографией внесла в электронную промышленность, где способом трафаретной печати начали оформлять панели приборов, наносить защитные маски на монтажные платы, изготавливать гибкие пленочные клавиатуры, а также печатать токопроводящими печатными композициями. Особое значение имело появление технологии SMT (технология монтажа на поверхность), суть которой заключается в том, чтобы устанавливать электронные элементы на поверхность печатной платы. Без такой технологии промышленной полиграфии трудно сейчас представить массовое производство современных электронных устройств.
Трафаретная печать, создание отпечатков на какой-либо поверхности через трафарет, является одним из старейших в истории способов размножения изображений: нет ничего проще, чем вырезать такой трафарет на любой тонкой и плоской пластинке, чтобы затем продавливать через него краску. По свидетельствам исследователей, около тысячи лет назад в Европе уже пользовались шаблонами или трафаретами. Так, «для остготского короля Теодориха Великого, – говорит М.И. Щелкунов, – был изготовлен шаблон, на котором прорезаны буквы THEOD, при помощи которого он печатал свое имя. При прорисовке заглавных декоративных букв в рукописях на пергаменте также использовались шаблоны.
Естественно, за прошедшие века шелкография и трафаретная печать существенно изменились. Шелкография сохраняет за собой определенные сегменты рынка полиграфии и остается полноправным способом, применяющимся в типографском производстве целого ряда изделий.
Первым материалом, который стал использоваться для изготовления трафаретной сетки, стал шелк. На деревянную раму сначала натягивалась шелковая ткань, а затем ручным или фотомеханическим способом наносилось изображение в виде трафарета. Отсюда и название этого способа печати – шелкотрафарет, шелкотрафаретная печать, трафаретная печать или шелкография (в английском языке – Silk-Screen Printing). Немцы назвали этот способ Siebdruck (Sieb – сито, решето, Druck – печать), потому что впоследствии вместо шелка стали применяться металлические, а в современной шелкографии, трафаретной печати и полимерные сетки. И еще одно название трафаретной печати, имеющее греческое происхождение, – сериграфия. Что такое шелкография.
Самое элементарное оборудование, необходимое для изготовления трафаретных оттисков – это трафаретная рама, например, металлическая или деревянная, на которую натягивается сетка, а также ракель – эластичный резиновый или полимерный нож, которым распределяют печатную краску по поверхности трафарета-шаблона и продавливают ее через открытые участки этого шаблона. Из расходных материалов необходимы печатные краски, материал для изготовления шаблона и материал для трафаретной сетки.
Современный уровень полиграфического оборудования и техники позволил на основе трафаретной рамы создать трафаретные плоские машины, в том числе больших форматов, до 120x180 см и более. Механизация и современная автоматика и позволяют печатать высококачественную полиграфическую продукцию на любых основах, что недоступно для других видов печати.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что за свою историю трафаретная печать претерпела значительные изменения за многие тысячелетия. И, несомненно, шелкография до сих пор сохраняет свои сегменты рынка и остается популярным способом печати, применяющимся в производстве различных изделий в полиграфии, рекламе, стекольной, текстильной, керамической, электронной и других отраслях промышленности.
В чем же причины неизменной популярности с момента зарождения и до наших дней этого самого древнего способа печати – шелкографии?
- во-первых, такого толстого слоя печатной краски на оттиске не может обеспечить ни один из других способов печати, и яркость цветных элементов у шелкографии также наивысшая
- во-вторых, большеформатная печать – также важное преимущество трафаретной печати, на размеры сеток нет жестких естественных ограничений
- в-третьих, шелкография - это печать практически на любой поверхности. Трафаретным способом можно печатать на пластике, стекле, коже, ткани, керамики, изготавливать печатные платы, наклейки и стикеры, микросхемы, наносить изображение на самые разные материалы и практически на любые поверхности.
- также одно из немаловажных преимуществ трафаретной печати – экономичность производства.
Воспользоваться всеми перечисленными преимуществами технологии печати шелкографией с многовековой историей развития, вы можете обратившись в нашу типографию трафаретной печати.